Аска Ленгли • 25 ноября 2022
Животные — не гетеро, дети в однополых браках не несчастнее других детей, а гомофобия — не национальная традиция. Продираемся сквозь всю историю Руси, чтобы узнать, кто изобрел и легализовал гомофобию
Историки отмечают, что древнеславянское общество не отличалось ни целомудрием, ни гиперсексуальностью. В стремлении к тому, что позже начали называть развратом, люди повторяли жизненный цикл природы. Славяне (и многие другие группы язычников) видели сексуальность космическим началом, а ритуалы так называемой аграрной магии вписывались в триаду «жизнь — смерть — жизнь», поэтому жертвоприношения соседствовали в календаре с разнообразными сексуальными обычаями. Понятие приватности и разделение жизни на частную и публичную пришли только вместе с христианизацией, до этого наготы не стыдились, а секс не был чем-то сакральным.
Животворящей силой наделяли половые органы. Увы, познав механизм зачатия (до этого считалось, что мужчина в нём участия не принимает) славяне перешли к патриархальному строю и культу Big Dick Energy. Богинь в пантеоне заменили на богов, их статуи, как правило, имели фаллическую форму.
Многие аграрные обычаи были завязаны на процессе «оплодотворения земли» Антрополог Игорь Кон в книге «Клубничка на берёзке» описывает несколько из них: славяне занимались сексом на полях, перекатывались по ним нагишом, сеяли лён и коноплю без штанов чтобы урожай не разочаровал. В Полесье, например, при посадке огурцов мужчины снимали штаны и обегали посевы, чтобы огурцы выросли такими же крепкими и большими как их члены.
Важное значение для язычества имели оргаистические обряды. Самое веселье происходило в весенне-летний период: ночь Ивана Купалы, Русальная неделя и другие праздники включали в себя совместные купания голышом и прыжки через костёр. Ритуальные похороны бога солнца и плодородия Ярила — погребение соломенной куклы старика с огромным членом — сопровождались эротическими игрищами и оргиями. Об их гомосексуальной составляющей информации считайте, что нет, но не было понятия о «содомском грехе», значит и стыда за него не было.
Тем временем в Европе…
Однополые отношения были частым явлением в Древней Греции, Древнем Риме и других регионах Европы, но с приходом христианства появились первые жесткие антигомосексуальные законы. В Римской Империи геев публично сжигали по указу императора Феодосия I. Страдали от закона, правда, не все — активная позиция в сексе гарантировала неприкосновенность, а вот «принимающих» ожидала незавидная судьба. Меньше повезло византийцам — казнили или кастрировали всех.
Христианизация Киевской Руси, начавшаяся в IX и завершившаяся в XI веке, проходила под риторикой модернизации общества в сторону цивилизации. Всё старое, придуманное при язычестве, рассматривалось как дикарство в оппозиции с новой прогрессивной моделью. Западная научная мысль позиционировалась как единственно возможная форма производства знания о любви и сексе. Любовь мужа к жене обязывалась быть тихой, бесстрастной. Секс — строго в миссионерской позиции, в браке, в темноте и для зачатия.
Исповедные чины (сборник вопросов о грехах, которые священники задавали прихожанам) таили в себе описания всевозможных сексуальных практик. Эта дотошность до деталей («на друга не влазил ли, и на себе не впущал ли? В руку блуда не сотворил или в свой проход чем?») подстрекала молодых людей к экспериментам. Так запреты и прочий этикет половой жизни по итогу оказались менее эффективны, чем на Западе, хотя православный телесный канон был строже католического. Законов церковь не писала, она была источником морали, к которой прислушивались далеко не все.
Тем временем в Европе…
Иностранные путешественники и дипломаты, побывавшие на Руси в XV–XVII вв. с многократно подмечали свободу гомосексуальности и равнодушие к ней общества. Чаще — в сёлах, где влияние церкви было слабее силы народных обычаев, а люди редко причащались и к исповеди относились даже с насмешкой
Хоть есть у мужика достойная супруга,
Он ей предпочитает мужеложца-друга.
Он тащит юношей, не дев, к себе в постель.
Вот в грех какой его ввергает хмель.
— писал английский поэт Джордж Тэрбервилл под впечатлением от поездки
Не принесла христианизация радости и англичанам — однополые отношения между мужчинами (девочек пронесло) считались «греховными», хоть и не незаконными. Посадить в тюрьму или казнить не могли, а вот изгнать из деревни — запросто
«Рассадниками порока» на Руси стали монастыри — оказавшись в гендерной изоляции, мужчины и женщины вступали в сексуальные и романтические отношения друг с другом. Подобные наблюдения стали толчком к написанию новых проповедей, иногда абсурдных. Монахам рекомендовалось избегать любых телесных контактов и даже писать, не соприкасаясь струёй мочи с соседом. В отдельный грех гомосексуальоность по-прежнему фактически не выделялась, но вызывала гнев отдельных священников.
Иван Грозный стал первым русским царём, венчанным на царство. Его реформаторская деятельность во многом изменила роль церкви. В частности, она взяла на себя функцию идеологического цензора и ввела наказание за несоблюдение своих правил. Кроме как о расхищении церковных денег, Иван Грозный переживал о моральном облике духовенства, которое не являлось примером нравственности для населения — в монастырях царили «пьянство, воровство и разврат».
По инициативе Царя Церковь разработала Правовой кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством, он же «Стоглав», первое церковное послание, которое мы можем назвать правовым документом.
Именно в нём впервые на Руси прописали наказание за однополые связи, как «содомской грех» — но понятие содомии на самом деле было буквально всеобъемлющим.
Позиция «Женщина сверху» считалось вызовом «образу Божию» и наказывалась многолетним покаянием с ежедневными поклонами. За кунилингус и минет полагалось от двух до трёх лет поста. За глубокий поцелуй что с женой, что с другом, наказывали 12 днями. Лесбийский секс приравнивался к мастурбации, и наказывался мягче, чем вагинальный секс вне брака. Строже относились к анальному сексу двух мужчин, впрочем и гетеросексуальную анальную пенетрацию особенно не жаловали («се бо скотски есть») и наказывали на тот же срок — от года до семи.
Максимальным наказанием стало отлучение от церкви (в том случае, если в связь вступили люди зрелого возраста и сделали это не единожды). Но и это наказание могло быть снято, если виновный признал и отмолил свой грех.
Тем временем в Европе…
В 1533 году парламент Великобритании принимает Акт о содомии (The Buggery Act). Большим источником беспокойства для короля Генриха Восьмого, судя по всему, были анальные отверстия. Зоофилия, пенетрация мужчина-в-мужчину и даже гетеросексуальные невагинальные радости считались противоестественными и наказывались одинаково — повешением. В 1828 году парламент смягчил свои сердца и заменил смертную казнь пожизненным заключением.
А на «Родине духовных скреп» анальных утех, возможно, не чурался и сам Царь. Известным любовником Ивана Грозного был его кравчий, а позднее опричник Фёдор Басманов. Имея абсолютное доверие Грозного, Фёдор по царскому указу казнил бояр, возглавлял походы и отстранил от должности митрополита Московского и всея Руси Филиппа, самого главного священника страны.
Их любовные отношения были фактически открытыми — Басманова историки часто называют «царёвым любовником», и также описывают увлечение Грозного мужчинами, переодетыми в женские платья
В светском законодательстве наказание за «противоестественный блуд» впервые появилось при Петре I в 1706 году. За «блуд» грозило сожжение на костре, но через десять лет его заменили на телесные наказания. Этот закон касался только военных и не распространялось на гражданское население. Позже Екатерина II его отменила. Кстати, её близкая подруга княгиня Екатерина Дашкова имела роман с женщиной, чего не скрывала, а о себе говорила, что «по ошибке была рождена с мужским сердцем»
А вот первый закон об уголовной ответственности за «мужеложство» для всех ввёл император Николай I в 1835 году — подсмотрел у «англосаксов». Закон в том или ином виде существовал по 1993 год (с перерывом с 1918 по 1933), осуждённых по нему отправляли в ссылки или казнили плетьми.
На практике статью применяли не так часто — с 1874 по 1904 год по ней осудили 440 человек.
Статистических данных о том, наказывали ли по нему женщин нет. Лесбиянок уголовно не преследовали, но лесбиянство приравнивали к психическому заболеванию.
Вплоть до 30х отношение к ЛГБТ было скорее либеральными. Все поменялось с приходом к власти сталина — пришёл конец либеральным настроениями партийной верхушки и гей-вечеринкам в Петрограде. Новую политику внедряли под предлогом борьбы с «классово чуждыми элементами» и «остатками буржуазии».
Пятнадцатого сентября 1933 года заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода доложил иосифу сталину о раскрытии заговора «общества гомосексуалистов» в Москве и Ленинграде. Чуть позже советским гражданам представили новую теорию, согласно которой гомосексуалы через сеть распространяли нацистские идеи. Тогда же закон о «мужеложстве» вернулся в Уголовный кодекс.
Тем временем в Европе…
Закон Годвина уже нарушил сам Майк Годвин, последуем его примеру и отметим, что всегда при диктаторских режимах ЛГБТ-люди не жили, а выживали. В нацистской Германии или в Испании при режиме Франко власть была к геям и лесбиянкам беспощадна — и сажали или отправляли в лагеря.
Для обвинений не требовалось даже доказательств — достаточно было доноса.
Отменное после революции преследование гомосексуалов во Франции частично (отпразднуй 21-й день рождения и целуй кого хочешь, но чтобы никто не видел) вернулось при режиме Виши. В странах, под немецкую оккупацию не попавших (Исландия, Швейцария и Швеция) позорные законы, наоборот, в это время отменяли.
Пока в Европе легализовали однополые браки и прайды, культуру репрессий за предпочтения в любви и сексе изо всех сил поддерживал владимир путин, чей вклад в гомофобное законотворчество уже сравнялся с трудами предшественников.
В 2013 в силу вступил закон «о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Чуть позже однополым парам запретили усыновлять детей. В 2020 году в Конституцию внесли гомофобную поправку: теперь брак это официально «союз между мужчиной и женщиной» и никак иначе.
И всё это — для сохранения традиций и духовных скреп, которые были выдуманы ими же.
В конце октября в госдуме начались слушания законопроекта о полном запрете «гей-пропаганды»
Его автор, депутат госдумы от единой Руси александр хинштейн назвал ЛГБТ-персон оружием «гибридной войны» в которой «мы должны защитить наше общество, наши ценности, наших детей»
Глава академии наук Чеченской распублики джамбулат умаров заявил, что против «сатанизма, ядром которого является содомия» борются и умирают на войне россияне.
Представитель роскомнадзора горделиво отчитался о заблокированных 7 000 материалах, которые назвал «не пулями, а бомбами».
Путинская пропаганда перечисляет в числе задач российского вторжения в Украину борьбу против «нравственного разложения», которая якобы угрожает россиянам с Запада
«Разве мы хотим, чтобы у нас в Руси был родитель № 1, № 2, совсем спятили, что ли? Разве мы хотим, чтобы нашим детям вдалбливали, что есть какие-то гендеры, кроме пола? Разве мы хотим, чтобы в наших школах вдалбливали извращения, которые ведут к деградации и вымиранию?» — обратился 30 сентября владимир путин к женщинам, чьим детям неделей ранее была предложена альтернатива «извращениям» — мобилизоваться и умереть.
Сейчас, когда путинскому режиму как никогда нужна общественная поддержка, он фиксируется на людях, ненависть к которым воспитывали в россиянах десятилетиями. Нам предлагают образ внешнего врага, а гомосексуальность — его символ. Невозможно признаться своим гражданам, что нищета и война происходят, потому что менеджерам страны так нужно. Удобнее запугивать людей страшилками о партиях педофилов в Европе и отрезании яиц 12-летним мальчикам по страховке.